Информация для лиц, осуществляющих продажу, покупку, транспортировку, экспорт древесины и пиломатериалов в Астраханской области в части внесения сведений о сделках с лесопродукцией в ЛесЕГАИС

        С 1 июля 2017 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации № 911-р от 12.05.2017 (далее - Распоряжение) о внесении изменений в перечень видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 1047-р от 13.06.2014.
       До недавнего времени недостатком государственного регулирования оборота древесины являлся неполный охват видов товарной продукции, на которые распространялись нормы лесного законодательства, что позволяло недобросовестным лесозаготовителям использовать пункты приёма и первичной переработки древесины, зачастую находящиеся в многолесных районах в непосредственной близости от мест незаконной лесозаготовки, для легализации незаконной древесины путем её первичной переработки. Как результат, на рынке древесины появляется неконтролируемая продукция первичной переработки - пиломатериалы, которые под нормы лесного законодательства не подпадали и могли свободно транспортироваться, продаваться или беспошлинно экспортироваться.
     Вступившее в силу Распоряжение направлено на решение этой проблемы - в сферу регулирования лесного законодательства внесена продукция первичного лесопиления, нормы лесного законодательства об учёте древесины и сделок с ней дополнены десятью видами древесины в виде хлыстов лиственных пород - таким образом был ликвидирован пробел в отраслевой части классификатора ОКПД 2. Самое главное - 24 вида древесины, то есть 24 позиции товарной номенклатуры – пиломатериалы, теперь подпадают под нормы лесного законодательства об учете сделок с ними. Это значит, что по 24 видам пиломатериалов теперь нужно будет оформлять сопроводительный документ, а все сделки с такого рода продукцией - вносить в ЛесЕГАИС (размещена на сайте http://lesegais.ru). Это абсолютно новое требование, оно расширяет сферу действия лесного законодательства и в ступило в силу с 01.07.2017.
     Внесены такие позиции, как пиломатериалы хвойных пород: пиломатериалы из сосны, ели, лиственницы, кедра, пихты, прочих хвойных пород, а также пиломатериалы из лиственных пород: пиломатериалы из дуба, бука, ясеня, березы, осины, тополя, ольхи, липы, прочих лиственных пород. Кроме того, в перечень видов древесины отдельными видами внесены шпалы непропитанные - для железных дорог широкой и узкой колеи, для метрополитена, а также брусья деревянные для стрелочных переводов железных дорог непропитанные.
     Указанная выше информация очень важна для предпринимателей и организаций,  осуществляющих транспортировку, продажу, экспорт древесины и пиломатериалов, а также  сотрудников таких учреждений. Необходимо, чтобы такие лица четко понимали, как правильно заполняются документы на провоз лесопродукции, как вносится информация в ЛесЕГАИС. Для внесения информации в ЛесЕГАИС необходимо самостоятельно зарегистрироваться в системе (сайт http://lesegais.ru) и иметь усиленную квалифицированную электронную подпись для подтверждения сделок. Те, кто ранее уже работал в ЛесЕГАИС, например, сотрудники лесопильных предприятий, покупавшие на рынке сырьё, не будут иметь с этим затруднений, но если ранее они вносили в систему сведения о покупке бревен для распиловки, то теперь они обязаны вносить в ЛесЕГАИС и информацию о продукции переработки. Тем же, кто являлся посредниками по продаже пиломатериалов, потребуется также освоить требования законодательства.
      Одновременно со вступлением в силу новых норм, вступают в силу и нормы ответственности за нарушение или неисполнение новых требований. Те, кто не будет вносить сделки с древесиной в ЛесЕГАИС или не будет заполнять сопроводительные документы при перевозке пиломатериалов, будут подвергнуты административному наказанию в виде штрафа в соответствии со статьей 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
      Так, непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной в ЛесЕГАИС, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
      Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в ЛесЕГАИС, а также представление заведомо ложной информации влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
      За нарушение порядка учета древесины предусмотрен административный штраф - для должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; для юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой.
      Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являюпщхся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.
      В настоящее время оператором ЛесЕГАИС - Федеральным агентством лесного хозяйства отмечается увеличение признаков административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в соответствии с ч. 1 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - первичный анализ выявленных признаков за июль текущего года показал, что основная часть нарушений связанна с не внесением или не своевременным внесением в ЛесЕГАИС информации по сделкам с пиломатериалами.»